Артём Соколовский
01.04.2022 в 08:30
После принятия решения получить права появляется вопрос: в какую автошколу пойти и как её выбрать? Эта статья поможет вам найти правильные вопросы, которые нужно задать в автошколе. Разберём важные моменты.
Многие выбирают автошколу как можно ближе к своему дому с хорошей ценой за обучение, что на самом деле неправильно. Сразу данные критерии можно вычеркивать. Важно ещё до оплаты курса прояснить все вопросы для избежания сюрпризов с дополнительными доплатами и неприятными моментами. Для начала нужно рассмотреть организационные моменты обучения, так как это основа.
Автор фотографии: Jaromír Kavan.
Если у автошколы нет лицензии на обучение, вы потеряете время и деньги. Если вы закончите обучение в автошколе, у которой нет лицензии, вас просто не допустят к экзаменам в ГИБДД. Важно ещё проверить срок действия данной лицензии для избежания ситуации, в которой лицензия становится просроченной на момент вашего выпуска из автошколы.
Раньше в пакет документов входило само свидетельство об окончании автошколы, ведомость с оценками за все сданные экзамены и бланк водительской карточки, дающий право сдачи экзамена в ГИБДД.
Сейчас же по окончанию обучения вы получаете только два документа. Первый документ самый основной - это свидетельство о профессии водителя. Это свидетельство подтверждает, что ученик прошёл курс обучения в автошколе и успешно сдал внутренние экзамены на знания ПДД и проверку водительских навыков. С этим свидетельством есть НО.
Пример свидетельства о профессии водителя.
Но с этим свидетельством заключается в том, что любой может законно, практически в любой типографии купить подобное свидетельство, где закупаются автошколы с лицензией. Любая компания, купившая подобные бланки, может в него написать всё, что угодно и вручить вам. Только такое свидетельство ровным счётом ничего не значит, поэтому важно проверять лицензию автошколы и важно, чтобы лицензия была действительной по завершению вами обучения.
Второй документ, который вы должны получить после обучения, но сделать его должны перед началом обучения. Это медицинская справка о допуске к управлению транспортным средством. Такую справку вы можете сделать самостоятельно в медицинских учреждениях, либо, если у автошколы есть договор с частной многопрофильной клиникой, которая вправе выдавать подобные справки, может направить вас в медицинское учреждение для прохождения обследования.
В период либерализации законодательства - это было с 2009 по 2014 года - количество автошкол в стране практически удвоилось. Многие инструктора организовали свой бизнес на пустом месте, не имея имущества. Всё брали в аренду. Конечно, есть и такие, которые не пережили реформу 2014 года. Но есть и такие, которые держатся на плаву и продолжают работу. Целесообразно выбирать автошколу с хорошей «историей», в том числе проверять по ИНН автошколы в сервисе СБИС: сколько судов было, сколько проиграно. Это похоже на часть проверки контрагентов в бизнесе, но об этом уже читайте в нашей рубрике «Своё дело».
В этом вопросе важно разобраться, за что вы платите. Поскольку вы можете заплатить низкую цену за обучение по рынку, но при этом разориться на дополнительном вождении и на экзамены. Да, платить за экзамен и пересдачу экзамена вам придётся, но не подумайте, что это взятка. Это оплата «за оформление документов» для экзамена и предоставления учебного автомобиля на время экзамена.
Автошкол сейчас очень много: на любой вкус и цвет. Конкуренция очень большая, поэтому цена не единственный аргумент при выборе. Низкая стоимость обучения может быть маркетинговым ходом хорошей автошколы, когда требуется привлечь учеников в «несезон» или для быстрого добора учеников в группу, а может быть приманкой нечестных автошкол, что может обернуться лишней тратой нервов, времени и, очень вероятно, выкинутыми на ветер деньгами. Нужно изучить все моменты, касающиеся оплаты. Особенно те, которые касаются дополнительных сборов, если такие имеются.
Нужно настаивать на озвучивании окончательной стоимости обучения, однако, автошкола может сказать, что зависит всё от вас и будет права. К примеру, цена за обучение двадцать тысяч, но организация экзамена в ГИБДД оплачивается дополнительно, при этом автошкола не может дать вам гарантий, с какого раза вы сдадите экзамен. Возможно, с первого, а, может, и с шестого раза, причем с шестого раза - это не шутка.
В обучение должно входить: теоретическая часть, практическая часть - оно же вождение. При этом уточните, что в итоговую стоимость входит оплата бензина и количество часов вождения.
Как вы понимаете, есть дополнительные расходы, которые «почему бы и нет» оплатить после того, как вам оказалась дополнительная услуга. Однако, нужно уточнить, если я воспользуюсь дополнительными уроками по вождению, можно оплатить чуть позже или по частям за некоторое количество часов? Оплату за обучение некоторые школы берут в стопроцентом размере. Многие предлагают разбить на несколько платежей: к примеру перед началом вы платите пять тысяч и до внутришкольных экзаменов за неделю вы должны внести оставшуюся часть. Условия бывают разные, поэтому нужно уточнять.
Хороший вариант - платить именно в рассрочку, поскольку, если вы в процессе обучения поймёте, что это не ваше, можно расторгнуть договор и не потерять всю сумму. При этом нужно в договоре уточнить: в случае расторжения договора вы, как ученик, будете должны что-то или будет какая-то сумма за расходы на ваше обучение.
Многие школы предлагают дополнительно заплатить за медицинскую справку и получить направление в частный медицинский центр. Это может оказаться дешевле, чем, если вы пойдёте в поликлинику или частную клинику и будете там проходить комиссию.
Однако, остерегайтесь таких предложений, как заплатить за справку, которую сделают без вас. Это, во-первых, незаконно. За такое нужно наказывать врачей. По сути это подделка документа. Во-вторых, это опасно для вас, поскольку, возможно, у вас есть ограничения на управление автомобилем.
К примеру, у будущего водителя плохое зрение и без очков ему опасно выезжать на дорогу, так как он может создать опасность другим участникам движения. Если врач посчитает зрение будущего водителя не слишком плохим, он напишет в справке ограничение «к вождению допускается только в очках». Подобное ограничения укажут в будущих правах и, если это ограничение не будет соблюдаться водителем, инспектор ГАИ будет обязан составить протокол и выписать штраф.
Если вы хотите сегодня заплатить и сразу начать обучение, увы, ничего не выйдет. Автошколы формируют группы для распределения инструкторов на группы. Когда в группе не хватает двух или трёх учеников, автошкола может снизить цену на обучение, чтобы побыстрее сформировать группу и начать обучение.
Нужно понять, как часто набирают группу и как группы функционируют. Например, автошкола набирает группу по 30 человек и параллельно функционируют 2-4 группы, но при этом либо в разные дни, либо в разное время. Например, две группы до обеда, две группы после обеда.
Тут вы должны сами определить, в какое время вам удобно заниматься и попросить зачислить вас в нужную по времени группу.
Срок обучения два с половиной месяца. Быстрее нельзя, дольше можно. Пандемия внесла свои правки в обучение, и многие автошколы увеличивают срок обучения до трёх месяцев.
Возможность пропустить внутришкольный экзамен или в ГИБДД сложно, но можно. Если вы не успеете отъездить на вождении нужное количество часов, вы можете не попасть на школьный экзамен и в ГИБДД. Стоит уточнить, что будет, если вы пропустите экзамены: придётся ждать выпуска следующей группы или будет возможность сдать экзамен на следующей неделе.
Дату экзаменов в ГИБДД назначает ГИБДД, поэтому стоит уточнить эти даты ближе к экзаменам.
Пропускать лекции - это плохо, но, если уважительная причина, то что делать? Можно прослушать лекцию в другой группе или материал будут повторять?
Многие автошколы предоставляют либо удалённые занятия, либо в классе. Как я написал ранее, пандемия внесла свои правки и, в основном, обучение проходит в удалённом формате.
Лекции нужны не только для того, чтобы «зубрить» ответы на экзаменационные билеты. Но и для того, чтобы была возможность задать вопрос преподавателю.
Удалённый формат он и хорош, и плох. Плох только с той точки зрения, что пропадает возможность задать вопрос и получить ответ. Бежать с вопросами к друзьям, которые получили права, не лучший вариант, поскольку друзья могут дать неправильный ответ, либо не ответить совсем. Хорошая сторона этого формата заключается в том, что весь материал даётся в видео и в тексте. Вы всегда можете вернуться и прочитать или посмотреть занятие.
Хорошим вариантом будет, если автошкола предоставит доступ к удалённому и очному обучению. Очное обучение будет сопровождаться удалённым. Это самый лучший вариант.
По закону это должно быть 56 часов или 28 занятий. По времени на одно занятие закладывают академический час - это 45 минут, но, если повезёт, полноценные 60 минут. Часто встречаются автошколы которые, закладывают по полтора часа на одно задание.
Обратите внимание, дополнительные занятия по вождению могут отличиться по времени от обычных занятий в меньшую сторону, при этом сумма может увеличиваться.
В этом вопросе нужно понять, в каком объёме проводят занятия на тренажёрах? Занятия проводятся вместо занятий по вождению или дополнительно к вождению?
Этот этап двоякий, поскольку ученики осваивают принципы управления автомобилем, но с другой стороны виртуальное управление очень далеко от поведения машины на реальной дороге.
Самое главное в автошколе - это автопарк и инструкторы, которых мы будем помнить долго.
Несомненно хорошо, когда у автошколы свой автопарк учебных автомобилей. Есть практика, когда автошколы нанимают инструкторов вместе с учебной машиной. По факту получается инструктор работает на своём личном автомобиле. Из этого выходит, что инструктор будет очень бережно относиться к своей машине и очень эмоционально реагировать на неправильные действия ученика, что приведёт к нервотрёпке инструктора и будущего водителя.
Такая возможность должна быть и предоставляться по первому требованию ученика. В некоторых школах препятствуют подобному желанию ученика, если инструктор учит на своей машине и деньги за ваше обучение он уже получил. У вас должна быть возможность поменять инструктора, но не ради обучения, а исключительно опробовать другой автомобиль, но для чего? Плавно переходим к вопросу под номером 16.
Дополнительно к этому вопросу стоит задать вопрос «какого они года выпуска?». Вы же не хотите получить первые навыки вождения на куче металлолома? Во-вторых, хорошая практика будет, если вы знаете заранее какие машины будут на экзамене и попробуете проехаться на всех. Автошкола не должна гарантировать вам, что экзамен вы будете сдавать на той машине на которой учились. Объяснение такое: если вы научились ездить, то вы должны есть за любой автомобиль и начать движение иначе какой же вы водитель?
Смена инструктора ради обучения, но не ради «прочувствовать» другую машину, не рекомендуют сами инструктора. Я попадал в подобные моменты: один инструктор говорит «всегда двигайся ближе к левой полосе, тебе так будет проще», другой - «ближе к правой, так правильнее». Кто прав - не понятно. И подобных моментов может быть много.
Без учебной площадки по закону лицензию не выдают. Имейте ввиду, что небольшая площадка с разбросанными по ней покрышками, конусами и разбитым покрытием - это не автодром.
Хороший автодром должен быть хорошо заасфальтирован, иметь чёткую разметку и иметь условия для отработки всех упражнений. Стоит обратить внимание на размеры автодрома: не будут ли автомобили других учеников мешать и создавать пробку.
Самая легкая часть экзаменов - это внутри автошколы, самая трудная - в ГИБДД. По моему мнению должно быть всё на оборот. Иначе возникает вопрос: как человек с первого раза сдал экзамен внутри школы, но в ГИБДД не может даже с шестого раза?
Экзамен по теории проходит в целом так же, как в ГИБДД. Отличия могут быть исключительно в наличии компьютеров, но этот факт никак не сказывается на итоговой оценке. Если вы не знаете правильный ответ, то какая разница, где будет допущена ошибка: на компьютере или на бумаге?
Однако, стоит задать вопрос «что будет если я не сдам экзамен?». Некоторые автошколы, в случае не сдачи экзамена внутри школы, заставляют брать дополнительные уроки по вождению. Это не совсем хорошо.
Экзамен по вождению в школе по сути такой же, как и экзамен в ГИБДД. Разница только в человеке, который принимает экзамен.
Возможно, автошколы, которые не сопровождают в ГИБДД на экзамен пропали, однако разговоры ходят вокруг этого момента. Если автошкола не сопровождает вас на экзамены в ГИБДД, то придётся искать другую автошколу. Новой автошколе необходимо будет заплатить для прикрепления за этой школой.
За все попытки сдать экзамен в ГИБДД автошкола будет брать дополнительную плату. Нужно понимать, что некоторые ученики сдают с четвёртого или пятого раза. Дополнительно к этой оплате вы должны разово заплатить государственную пошлину, которая действует в течение года. Госпошлина на 2022 год составляет две тысячи рублей. Если оплачивать через портал государственных услуг, то будет скидка.
На этом всё. Остаётся только внимательно изучить договор. Главное изучить, где в письменной форме в договоре зафиксировано всё то, что вам сказали. Сказать можно всё, что угодно, а написать совершенно другое.
Будьте внимательными на дороге!
Комментарии:
Читайте ещё:
Мы уже говорили о QSL-карточках. Но всё же осталось ощущение, что мы что-то упустили. В этом материале вы узнаете:...
Артём Соколовский
27.03.2024
Зачем вам может понадобиться вокал, если вы не похожи на Киркорова, не имеете амбиций прославиться и вообще далеки...
Василий Пашкин
06.06.2023
Центральный Банк России возобновил печать купюр номиналом в 5 и 10 рублей, эти купюры уже в обороте некоторых...
Артём Соколовский
24.03.2023